Довольно-таки небольшой Петроверигский переулок
проходит между улицей Маросейкой и Старосадским переулком. Назван
он так по храму Поклонения честным веригам святого апостола
Петра. "Вериги" - это цепи, в которые был закован
в темнице апостол Пётр царём Иудеи Иродом Агриппой, но ангел
чудесным образом освободил его от оков. Деревянный храм был основан,
видимо, в 1547 г. по дню венчания на царство Ивана Грозного.
Каменная церковь выстроена к
1669 г. боярином Ильёй Даниловичем Милославским (1609-68) в честь брака его дочери Марии с
царём Алексеем Михайловичем, совершённым в день памяти вериг
апостола (29 января по новому стилю). Во время пожара 1812 г. церковь сильно пострадала
и в 1844 г. разобрана. На месте её алтаря поставили столб с
памятной надписью, который в 1923 г. снесли, а в 1923-31
гг. построили здание для Коммунистического университета
национальных меньшинств Запада имени Ю.Ю.Мархлевского (д.6,
архитектор Г.М.Дакман). Со стороны может показаться, что полукруглая
трёхэтажная ротонда - это весь бывший университет. Однако за
ней находится большое 7-этажное здание, территория которого
тянется почти до синагоги в Большом Спасоглинищевском переулке.
Здесь же располагалось общежитие университета на 1075 студентов.
Позже помещения заняли различные медицинские учреждения и редакции
медицинских газет и журналов, в том числе издательство "Медицина". Самое
интересное здание в переулке - это, пожалуй, дом №4. В начале
XIX века усадьба, которая стояла по всей чётной стороне от Маросейки
до поворота и спускалась к Б.Спасоглинищевскому переулку, принадлежала
семье Ивана Петровича Тургенева (1752-1807). Это был известный
масон (из ложи Н.Н.Трубецкого), общественный деятель, член новиковского Дружеского учёного общества.
Когда Н.И.Новикова арестовали и поместили в Шлиссельбургскую
крепость, Тургенев был выслан в родовое имение в Симбирскую
губернию. С воцарением Павла I в 1796 г. он был возвращён
в Москву и вскоре назначен на должность директора Московского университета,
которую занимал до 1803
г. Четыре сына Ивана Петровича также хорошо известны в русской
истории и культуре. Старший - Андрей Иванович Тургенев (1781-1803)
- известен как поэт и друг В.А.Жуковского. Вместе с ним он учился
в благородном пансионе при Московском университете. По окончании курса, Тургенев поступил в московский архив Коллегии иностранных
дел, но вскоре перешёл на службу в Санкт-Петербург к Н.Н.
Новосильцеву , в комиссию составления законов. В 1802 г. был послан
курьером в Вену, и вскоре по возращении оттуда скончался. Жуковский почтил
память Тургенева прекрасными стихами, в послании к брату его Александру. Тургенев написал немного. Лучшее его стихотворение "Элегия" помещено в "Пантеоне
Русской Поэзии" (1815, часть 4). Он был организатором так называемого "Дружественного
литературного общества", которое объединило участников литературных кружков, ранее возникших среди воспитанников пансиона и
университета. Кроме Тургенева и Жуковского участниками Общества были будущие профессор русской словесности Алексей Мерзляков,
журналист и литератор Александр Войков (в его доме на Девичьем поле
проходили их собрания), братья Андрей и Михаил Кайсаровы, Семён Родзянко. Александр Иванович Тургенев (1785-1846)
воспитывался в том же пансионе, потом изучал историко-политические
науки в Геттингенском университете. Служил в министерстве юстиции, принимал участие в трудах комиссии составления
законов, сопровождал императора Александра I за границу, в 1810
г. назначен директором департамента главного управления духовных дел иностранных
исповеданий; соединял с этой должностью звания и помощника статс-секретаря в
государственном совете, и старшего члена совета комиссии составления законов. Знаком
он был со многими представителями науки и литературы тех лет
- с Н.М.Карамзиным, И.И.Дмитриевым, М.М.Херасковым, П.А.Вяземским, входил
в литературный кружок "Арзамас", принимал участие
в судьбе К.Н.Батюшкова, Е.А.Баратынского, А.С.Пушкина. Тело последнего
Александр Тургенев провожал в Святогорский монастырь. Много
работая в иностранных архивах, он собрал ценные документы по
древней России. Два других сына пошли по тем же стопам и
закончили сначала благородный пансион московского университета,
а затем учились в Геттингене. Николай Иванович Тургенев
(1789-1871) в 1812 г. поступил в Комиссию составления законов,
а на следующий год назначен русским комиссаром Центрального
административного департамента союзных правительств, во главе
которого стоял барон Штейн. С 1816 г. он помощник статс-секретаря
Государственного совета. С 1819 г., кроме того, управляющий
3-м отделением канцелярии Министерства финансов. То есть, как
мы видим, занимал нормальные такие должности. Потом он вошёл
в тайную организацию "Орден русских рыцарей" и в преддекабрьский
"Союз благоденствия", целью которых было уничтожение самодержавия
и крепостничества. В 1821 г. стал одним из организаторов
и учредителей Северного общества, которое в декабре 1825 г.
организовало знаменитое восстание в Петербурге. Однако с 1824
г. Николай Тургенев находился в заграничном отпуске и само восстание
прошло без него. Он был привлечён по делу декабристов, но вернуться
в Россию отказался. Власти осудили его заочно и приговорили
10 июля 1826 г. к вечной каторге. Тургенев остался политэмигрантом
и до самой смерти жил сначала в Англии, а потом во Франции.
В 1856 г. он обратился с прошением о прощении к императору Александру
II и ему вернули право на чины и ордена, а детям его были дарованы
все прежние права по происхождению. Умер он 1871 г. близ Парижа
в своей вилле Vert Bois. Самый
младший сын И.П.Тургенева Сергей (1792-1827) известен менее
своих братьев. Но скажу, что он тоже был дипломатом и убеждённым
врагом деспотизма и крепостного права. Братьям Тургеневым
посвятил свой роман советский писатель Анатолий Виноградов (1888-1946).
Его "Повесть о братьях Тургеневых" вышла в свет в
1932 г.
Иван Петрович Тургенев скончался в 1807 г. и,
так как сыновья его жили в Петербурге, через год московский
дом был продан "дерптскому первостатейному купцу"
Христиану Фе. В 1812-м усадьба сгорела и была отстроена только
через несколько лет. 12 октября 1832 г. её купил с аукционного
торга московский купец 1-й гильдии, один из пионеров чайного
дела в России Пётр Кононович Боткин (1781-1853). В доме
поселилась ещё одна семья, сыгравшая большую роль в истории
русской культуры. П.К. Боткин начал торговать чаем ещё в екатерининские
времена. К началу XIX века он стал самым известным в России
поставщиком китайского чая. Через год после смерти основателя, в 1854 году, был
основан Торговый дом "Пётр Боткин и сыновья", который в числе первых
начал завозить в Россию кантонский чай (через Одессу и порты Польши, которая
тогда входила в состав Российской империи), индийские и цейлонские чаи. Фирма
имела представительство в Лондоне, а в 1869 году построила чаеразвесочную фабрику
в Москве. Остановимся на его многочисленном потомстве. Василий Петрович Боткин
(1811-1869), старший сын, был известным писателем и критиком.
Окончив частный пансион В.С.Княжева, он занялся самообразованием
и увлёкся искуством и философией. В 1830-е гг. Боткин начал
печататься, вошёл в кружки Н.С.Селиванского и Н.В.Станкевича,
где сблизился с Виссарионом Григорьевичем Белинским. По его
приглашению стал сотрудничать в качестве очеркиста и рецензента
в журнале "Телескоп" и газете "Молва", а
затем в журнале "Московский наблюдатель". В 1840-е
гг. Боткин близко сошелся с А.И.Герценом, Т.Н.Грановским и Н.П.Огарёвым, принимал активное участие в "Отечественных
Записках", где поместил ряд статей об искусстве и произведениях иностранной
литературы, а позднее - в "Современнике", в котором печатал свои "Письма об
Испании". Эти письма привлекли всеобщее внимание и вышли в 1857 г. отдельным
изданием. Женат он был на некой француженке с Кузнецкого моста. Причём, довольно-таки
неудачно. Их отношения описал Герцен в очерке "Базиль и Арманс" ("Былое и Думы", т.
II). Герцен так пишет о Боткине: "Резонёр в музыке и философ в живописи, он был
одним из самых полных представителей ультра-гегельянцев. Он всю жизнь носился в
эстетическом небе, философских и критических подробностях. На жизнь он смотрел
так, как Ретшер на Шекспира, возводя всё в жизни к философскому значению, делая
скучным всё живое, пережёванным всё свежее, словом не оставляя в своей
непосредственности ни одного движения души". После смерти Белинского его
литературная деятельность поблекла и он только изредка публиковал путевые
очерки. А путешествовал он очень много. Умер Василий Петрович
Боткин в 1869 г., завещав 70 тысяч руб. на научные и художественные учреждения. Собрание сочинений его
вышло в трёх томах в 1890-93 годах. Незадолго до смерти Боткин предпринял
собрание материалов для обширной истории искусств, но выполнить этой работы не
успел. Николай Боткин (1813-1869) почти всю жизнь провёл в путешествиях. В Риме он познакомился с Н.В.Гоголем и
художником А.А. Ивановым. Особенно близкие отношения установились у Николая
Петровича с Гоголем, который звал его "добрым малым". В 1840 г. Боткин буквально
спас от смерти тяжело заболевшего писателя. Он нашёл его в Вене страдающим от
приступов жесточайшей лихорадки. Николай Петрович вывез Гоголя из гостиничных
номеров, устроил у себя, выхаживал и потом поехал с ним в Рим. Смерть Николая
Боткина была безвременной. Он погиб от несчастного случая в мае 1869 г. (в том
же году, что и старший брат), в Будапеште, возвращаясь на родину из далёкого
путешествия по Египту, Палестине и Сирии. Дмитрий Боткин (1829-1889) был
совладельцем чаеторговой фирмы "Петра Боткина сыновья"
вместе с братом Петром. Образование он получил в образцовом по тем временам пансионе Эннеса, давшем ему
прекрасное знание французского и немецкого языков. После его окончания он, как
один из старших сыновей, был, согласно желанию отца, сразу же приставлен к
семейному торговому делу. В молодости увлёкся коллекционированием картин, акварелей,
скульптуры и пр. и до конца жизни занимался собиранием произведений
искусства. В 1859 г. старший брат Василий подарил ему несколько
полотен, которые и послужили началом галереи. К концу жизни
Дмитрий Боткин слыл в Москве одним из известнейших собирателей и знатоков искусства.
Основу его коллекции, которую ставили в один ряд с Третьяковской
галереей и галереей К.Т.Солдатёнкова, составили произведения живописи французской и немецкой школы.
Одним из первых в России оценивший Курбе, Коро, Милле, Дмитрий Боткин далеко
опередил академические вкусы своего времени. В 1862 г., уже будучи потомственным почетным гражданином и купцом 1-й гильдии,
он покинул дом в Петроверигском и перебрался на Покровку
(д.27). Позже перенёс туда и свою галерею. С 1877
г. и до самой смерти он был председателем Московского общества
любителей художеств. Коллекцию его унаследовали сыновья - Сергей
(который увёз свою долю в Париж) и Пётр (его часть в 1903 г.
насчитывала около 130 полотен, некоторые из них после 1917 г.
поступили в Музей изящных искусств). Пётр Петрович Боткин
(1831-1907) после смерти отца возглавил семейную фирму. Фирма под его руководством процветала и вскоре была преобразована в
товарищество. Пётр Боткин был ярким представителем московского купечества нового
поколения. Он настолько сроднился с Москвой, что его нельзя было "вытащить из
амбара". За границу он выезжал редко. В обществе совсем не бывал. Даже к
ближайшим родственникам всегда только "заскакивал", никогда не оставаясь
обедать. Отмечали его тонкий и саркастический ум. Пётр Петрович был весьма
энергичным старостой в церкви Успения на Покровке и одновременно церковным
старостой Архангельского собора. Позднее стал старостой в открывшемся храме
Христа Спасителя. Сергей Петрович Боткин (1832-1889) - знаменитый терапевт,
основоположник научной клиники внутренних болезней в России,
общественный деятель. Родился в Москве на Земляном валу (ул.
Земляной вал, д.35; в 1959 г. на этом доме воздвигнута мемориальная
доска). Детские годы провёл в отцовском доме в Петроверигском
переулке. Первоначальное образование получил в московском пансионе Эннеса. Под влиянием
людей, принадлежавших к известному кружку Станкевича, Боткин решился поступить в Московский университет, но приём на
все факультеты в конце 1840-х годов был крайне ограничен; неограниченный приём
оказался на одном медицинском факультете, на который Боткин поневоле и поступил.
В 1855 г. он окончил курс и немедленно был послан на театр военных действий,
где работал в бахчисарайском лазарете великой княгини Елены Павловны , под руководством Н.И.
Пирогова . По окончании войны, заслужив весьма лестный отзыв
от Пирогова, Боткин отправился за границу, работал в Париже у Клод-Бернара, в
Берлине - в клиниках у знаменитого профессора Траубе, в патологоанатомическом
институте Вирхова и в лаборатории Hoppe-Seyler'а. Вернувшись, Боткин стал
преподавать в медико-хирургической академии, где вскоре заместил профессора Шипулинского в качестве руководителя
терапевтической клиники Вилье. В начале 1860-х годов Боткин был назначен совещательным членом медицинского
совета министерства внутренних дел и военно-медицинского ученого комитета, в
1873 г. - лейб-медиком. Тогда же он был избран председателем общества русских
врачей в Санкт-Петербурге. Чрезвычайно плодотворна была деятельность Сергея
Петровича в качестве гласного петербургской
городской думы. В 1886 г. Боткин был назначен председателем комиссии по вопросу об оздоровлении
России. Эта комиссия собрала драгоценный материал по вопросу о санитарном
состоянии России. Боткин весьма сочувственно относился к женским врачебным
курсам и после закрытия первых курсов энергично хлопотал об учреждении их вновь
при одной из городских больниц. В пользу женских врачебных курсов он
предоставил капитал покойного Кондратьева, передавшего Боткину 20 тысяч рублей
для какой-либо благотворительной цели. Скончался он 12 декабря 1889 г. в
Ментоне, от болезни печени, осложнившейся болезнью сердца. Все сословия и
учреждения, среди которых работал знаменитый клиницист, постарались так или
иначе увековечить память о почившем. Его именем названа созданная им городская
барачная больница; Общество Русских Врачей в Санкт-Петербурге собрало капитал свыше 100
тысяч рублей для устройства приюта для престарелых врачей и их семейств и
установило ежегодное торжественное заседание в память Боткина. Михаил
Боткин (1839-1914) стал художником. Первоначальное воспитание
получил под руководством старшего брата, Василия Петровича, дома, а затем в гимназии.
В 1856 г. поступил в Академию Художеств, где занимался
живописью под руководством профессора Завьялова и Ф.Бруни. Прожил несколько лет в Германии, Франции и, главным образом, в Италии.
Здесь он сблизился со многими русскими художниками, и в особенности с
Александром Ивановым, творчество которого почитал всю жизнь. Возвратившись из-за границы, Боткин выставил в Академии две картины, "Вакханка с
тамбурином" и "Плач на реках Вавилонских", за которые получил звание академика. Много занимался гравированием крепкой водкой (eau forte). Как
и брат Дмитрий, Михаил Боткин был одним из виднейших коллекционеров и меценатов своего времени
и, пожалуй, самым известным из братьев в этой области. Он владел уникальной коллекцией
произведений прикладного искусства: античного, византийского, древнерусского,
готического и ренессансного. Она могла конкурировать с лучшими частными
собраниями Европы. Михаил Петрович в течение примерно 50 лет собирал предметы
художественной старины. Подолгу живя за границей, в особенности в Италии, во
время своих многочисленных путешествий по Европе и миру он приобрел немало
сокровищ. Были в собрании и редкие картины старинных мастеров: Пентуриккио,
Боттичелли, Андреа Мантенья. Еще одна отличительная особенность коллекции Михаила Петровича - огромное число
работ А.А. Иванова. "Ивановское собрание" насчитывало более 100 картин и было
настолько значительным, что вызывало зависть даже у таких собирателей, как
Третьяков и Солдатёнков. В 1880 году коллекционер на свои средства издаёт
важнейшую для истории русского искусства книгу "А.А. Иванов. Его жизнь и
переписка". По существу, это были первые монографии о гениальном русском
художнике. Уникальная коллекция Боткина располагалась в его петербургском доме на
Николаевской набережной Васильевского острова, в нижнем этаже особняка, в пяти
комнатах. Две из них были отданы произведениям А.А. Иванова. Коллекция была
доступна для посещения - любой зритель мог свободно прийти в воскресенье и
осмотреть собрание. В его доме, особенно широко открытом для молодежи, в
студенческие годы бывали Александр Блок и Любовь Менделеева. Впоследствии
коллекцию М.П. Боткина постигла участь многих других крупных художественных
собраний России. Во время I мировой войны, уже после смерти Михаила Петровича,
собрание этюдов Иванова было продано Русскому музею, сама коллекция сдана на
хранение в Эрмитаж, византийские эмали упрятаны в сейф. После Октября 1917 г.
все это было конфисковано государством. Ещё у Петра Кононовича Боткина
было пять дочерей. Старшая из дочерей от второго брака П.К. Боткина - Екатерина Петровна - в
1851 г. вышла замуж за известного в Москве фабриканта - старообрядца Ивана
Васильевича Щукина. У них было многочисленное потомство - 11 детей (пять дочерей
и шесть сыновей). Сыновья унаследовали от Боткиных страсть к искусству, стали
известными коллекционерами и меценатами. Особенно прославили себя Сергей -
создатель знаменитого собрания нового французского искусства и Пётр, собравший
редкостную коллекцию русской старины, переданную им затем в Исторический
музей. Через своих сестёр, жен и дочерей Боткины были связаны родственными узами со
многими не только купеческими, но и дворянскими семьями, с интеллигенцией Москвы
и Петербурга. В 1857 г. ещё одна из сестер Боткиных - Мария Петровна - выходит
замуж за известного поэта Афанасия Фета (Шеншина) - помещика, владельца имения в
Орловской губернии. Супругом младшей дочери П.К. Боткина, Анны, был известный в Москве профессор,
доктор медицины П.Л. Пикулин. В молодые годы он входил в состав кружка Т.Н.
Грановского, дружил с А.И. Герценом, был на дружеской ноге с известными
меценатами и коллекционерами, прежде всего с К.Т. Солдатёнковым, со многими
писателями, артистами, художниками. Собрания у Пикулина оставили значительный
след в жизни литературной и художественной Москвы. В 1958 г. на доме была открыта
мемориальная доска историку Т.Н.Грановскому, который жил здесь
в 1850-51 гг. В фирме Боткиных работал отец знаменитого физика
П.Н.Лебедева, который, как считают историки, родился в правой
пристройке к главному дому. К концу XIX в. хозяйкой
усадьбы была дочь Петра Петровича Анна, которая поселилась в ней вместе с мужем, купцом
Андреевым, занявшим должность директора
товарищества чайной торговли "П. Боткин и сыновья". Другая дочь
П.П.Боткина - Вера - в 1887 г. вышла замуж за Николая Ивановича Гучкова
(1860-1934), будущего московского городского
головы (в 1905-13 гг.) и общественного деятеля, брата знаменитого политика начала
XX века А.И. Гучкова.
К 1917 г. Н.И.Гучков возглавлял чайное товарищество и дом принадлежал
ему. В советское время в бывшей усадьбе Боткиных расположились
различные конторы. Например, Московский совет по туризму и экскурсиям...
Вернёмся
к нашей прогулке. Дом №10 по Петроверигскому переулку занят
нынче Государственным научно-исследовательским центром профилактической
медицины Минздрава РФ и некоторыми другими медицинскими ассоциациями.
Чуть раньше тут располагался Институт профилактической кардиологии,
носивший имя Александра Леонидовича Мясникова (1899-1965), одного
из основоположников отечественной кардиологии. В 1973 г. перед
Институтом ему был установлен бронзовый памятник-бюст (скульптор
М.П.Оленин). А когда-то на этом месте находился дом, которым
на протяжении многих лет владели представители
вельможных русских фамилий. В XVIII веке он принадлежал
генерал-майорше А.С.Волынской, потом княгине Т.В.Черкасской,
за ней действительному тайному советнику П.И.Измайлову, князьям
Мещерским. После пожара 1812 г. дом купил "мануфактур-советник",
богатый купец Г.П.Чероков, а в 1858-65 гг. им владел известный
российский предприниматель Василий Александрович Кокорев (1817-1889).
Его
ещё называли "откупщицкий царь". Происходил он из
мещан г. Солигалича Костромской губернии. Выучившись кое-как читать и считать и помогая отцу, бывшему сидельцем в питейных
домах, Кокорев приобрел опытность по винному делу. В конце 1840-х годов он перебрался в Петербург и стал известен министру финансов
Ф.П.Вронченко. Состоя комиссионером по винным откупам, исполняя
поручения министерства и снимая откупные районы несостоятельных лиц в казённое
заведование, Кокорев разбогател и стал одним из богатейших людей России 2-й
половины XIX века - состояние его оценивалось в 8 миллионов
рублей. Он основал первый нефтеперегонный завод в Баку, Северное
страховое общество, Волжско-Камский банк, являлся акционером
железнодорожных и других обществ. Купив у Черокова дом, Кокорев
пристроил к нему помещение для своей знаменитой картинной галереи,
в которой имелись произведения К.Брюллова, И.Айвазовского, В.Боровиковского,
Д.Левицкого, С.Щедрина и многих других. В доме был оборудован и
лекционный зал, где проходили публичные лекции, выступали писатели
и артисты. В апреле 1864 г. на "литературном утре"
здесь выступали Ф.М.Достоевский, А.Н.Островский, А.Н.Плещеев,
артист Малого театра С.В.Шумский. В 1865 г. этот дом приобрело
мужское лютеранское Петропавловское училище и в 1912-16 гг.
архитектором О.В.Дессином было построено нынешнее здание. В
училище этом учились такие личности, как физик П.Н.Лебедев,
будущий советский дипломат В.В.Воровский, известный артист М.М.Штраух,
прославившийся исполнением роли В.И.Ленина в кино (например,
фильм "Человек с ружьём"). Многоэтажные дома ?
3 и 5 по нечётной стороне - жилые здания.
Ну вот, вроде,
и всё о Петроверигском переулке. Пройдём немного по улице Покровке
и свернём в переулок, который зовётся Колпачным - по слободе
ремесленников, делавших головные уборы (колпачники). В XVII-XVIII
вв. на здешних слободских землях селилась аристократия. Пойдём
по порядку. Итак, дом №1. Он был построен полковником А.Н.Озеровым
в 1802 г. В 1830-х гг. на первом этаже его находилась "Покровская"
аптека Миндера. Во 2-ой половине XIX в. дом, как и большой участок,
выходивший своей задней частью на Покровский бульвар, принадлежал
Молчановым, в течение многих лет бывших старостами церкви Троицы
в Грязех (она находилась на Покровке напротив Колпачного переулка).
Имеются сведения, что дом Молчановых был украшен скульптурами
И.П.Витали. В конце XIX в. весь участок перешёл к владельцам
известного тогда заведения церковной утвари Оловянишниковыми. Дом
№3 - отреставрированные и перестроенные палаты середины XVIII
в. - принадлежал фабрикантам Колосовым. На другой стороне
переулка, на месте дома №2, который уже несколько лет закрыт
строительным забором, в конце XVIII - начале XIX в. стоял
деревянный кабак, звавшийся "Колпашным". Рядом с ним
по Покровке было построено каменное двухэтажное здание для купца
А.С.Ушакова, а в 1804 г. его продолжили на место бывшего питейного
дома. Дом №4 построен в XVIII веке, а в 1906 г. перестроен
и надстроен двумя этажами архитектором К.К.Гиппиусом. Здесь
располагалась женская гимназия, в которой учились Ольга Шульц
(будущая артистка Ольга Андровская), а также сёстры Л. и А.Каган,
известные впоследствии как Лиля Брик и Эльза Триоле. В
советское время тут открыли среднюю школу, в которой учился бард
и драматург Александр Галич (в 1920-е годы он жил неподалёку
- в Кривоколенном переулке). Рядом
с бывшей гимназией - небольшой двухэтажный домик, построенный
в 1902 г. по проекту зодчего Л.Н.Кекушева. Напротив - очень
симпатичное здание, напоминающее средневековый замок (д. 5).
Оно построено в 1900 г. архитектором К.В.Трейманом для
барона Андрея Львовича Кнопа.
Отец его - московский купец 1-й гильдии
Лев
Герасимович (Людвиг Йоган) Кноп (1821-94) - родился в Бремене,
в 1839 г. перебрался в Россию. Торговоый дом "Людвиг Кноп"
с 1846 г. занимался поставкой английских текстильных машин
для российских фабрик. Дело это было так широко и здорово организовано,
что в Англии несколько машиностроительных заводов работало конкретно
на русский рынок и со временем Кноп стал монополистом на отечественном
хлопковом и текстильном рынках. Ходила даже поговорка: "Что
ни церковь - то поп, что ни фабрика - то Кноп". Он был
учредителем Товарищества Кренгольмской мануфактуры,
Товарищества Екатерингофской
бумагопрядильной мануфактуры (деревня Волынкино Петергофского участка Санкт-Петербурга),
Товарищества Измайловской мануфактуры, учредителем и директором
(в 1858-1862) Московского страхового от огня общества. За свою коммерческую
деятельность получил титул барона. Сыновья Кнопа - Андрей и Фёдор - продолжили успешную коммерческую деятельность,
а в начале XX столетия стали активно участвовать и в банковских
делах. Так Андрей Львович состоял членом совета Московского
торгового и Московского учёного банков, а также был членом правления
многих товариществ. А ещё он входил в Центральный Комитет праволиберального
"Союза
17 октября". Фёдор Львович являлся членом правления товарищества
Даниловской мануфактуры и некоторых банков. После Октябрьской революции особняк перешёл к государственным
учреждениям. В 1920-х - начале 1930-х гг. в нём располагалось
представительство Украинской ССР, затем - Комитет по высшему
техническому образованию при ЦИК СССР, в котором в 1932-36 гг.
работал революционер и государственный деятель, друг и соратник
В.И.Ленина, Г.М.Кржижановский (1872-1959), о чём свидетельствовала
снятая после 1991 г. мемориальная доска (1965, скульптор Н.Н.Шмидт, архитектор И.Н.Андрианов).
С 1930-х и по 1991 г. в этом здании находился Московский городской комитет
ВЛКСМ - штаб-квартира московских комсомольцев. В октябре 1941
г. здесь выдали путёвку на фронт ученице 10 класса Зое
Космодемьянской (1923-41). 18-летняя девушка ушла добровольно
на войну в составе диверсионного истребительного отряда. Обучение
она прошла в разведшколе Западного фронта (в/ч 9903), располагавшейся в районе станции
Кунцево. У деревне Обухово Наро-Фоминского района перешла с группой комсомольцев линию
фронта. Космодемьянская быстро освоила приемы диверсионной работы и дважды переходила
линию фронта, успешно выполняя задания. Её группа минировала дороги, подрывала
технику, уничтожала склады с боеприпасами, горючим и продовольствием. По официальной версии, в конце ноября 1941 г.
Космодемьянская была арестована при
выполнении боевого задания и после пыток казнена немцами. Стала первой женщиной
- Героем Советского Союза и героиней массированной пропагандистской кампании.
Утверждалось, что перед смертью Зоя Космодемьянская произнесла речь, закончившуюся
словами: "Да здравствует товарищ Сталин". Но существует и другая
версия её гибели. По воспоминаниям немногих оставшихся местных жителей, Космодемьянская не была
арестована немцами, а захвачена крестьянами, которые были возмущены тем, что она
поджигала их дома и хозяйственные постройки. Крестьяне доставили её в
комендатуру, находившуюся в другом селе (там, где она была схвачена, немцев
вообще не было). После освобождения большинство жителей Петрищева и прилегающих
деревень были вывезены в неизвестном направлении. В октябре 2002 г. в "Московском
комсомольце" была опубликована статья Марины Гридневой
"Агент реабилитации не подлежит", в которой утверждалось,
что сдал Космодемьянскую фашистам Василий Клубков, её товарищ
по разведшколе (с которым она, правда, никогда не ладила), сдавшийся
немцам при попытке поджечь дома в деревне Петрищево. И ещё
один момент. Перед войной Зоя Космодемьянская лежала в одной
клинике с Аркадием Гайдаром. Известный писатель лечился там
от алкоголизма, а она - от шизофрении. На месте гибели Космодемьянской после войны был создан грандиозный мемориал,
но с распадом СССР он пришёл в довольно плачевное состояние. Да и знает ли
сейчас нынешнее поколение, кто такая Зоя Анатольевна Космодемьянская
? Ведь и мемориальную доску, что была на доме №5 по Колпачному
переулку, демонтировали. А здание, после того, как комсомол
благополучно накрылся, заняли компании знаменитого нынче
олигарха Михаила Ходорковского: "Менатеп", "Роспром",
"ЮКОС". Из-за
чего "замок" получил неофициальное название "Дом
приёмов ЮКОСа"... Соседнее эклектическое строение (д.7)
принадлежало брату А.Л.Кнопа - Фёдору Львовичу. Дом датируется
XVIII веком, но в 1869 году он был конкретно перестроен архитектором
Б.В.Фрейденбергом. Сейчас в нём масса различных офисов и контор. А
дом №9 был построен в 1912 г. архитектором В.Д.Глазовым для
Григория Юргенсона, младшего сына известного нотоиздателя Петра
Ивановича Юргенсона (1836-1903), чья нотопечатная фабрика располагалась
неподалёку - в Хохловском переулке. В советское время здесь
располагалось представительство Якутской АССР. А в середине
XIX века на территории д.9 снимал квартиру собиратель русских
сказок А.Н.Афанасьев. Архитектору Глазову принадлежит
и проект следующего дома по переулку - №11, - построенного в
том же 1912 году (дата постройки указана на фронтоне этого мрачноватого
трёхэтажного особняка) для известного в Москве врача-окулиста Константина Владимировича
Снегирёва, женатого на одной из дочерей П.И.Юргенсона, Александре.
Доктор медицины, колежский секретарь, приват-доцент Московского
университета К.В.Снегирёв был сыном знаменитого гинеколога
В.Ф.Снегирёва. В этом доме
у него была амбулатория, в которой он проводил приём пациентов,
а его глазная лечебница находилась в здании по Хохловскому переулку
(д.1, не сохранился). Подростком в клинике доктора Снегирёва лечился Михаил
Шолохов. После окончания средней школы "у Миши стали болеть
глаза, - рассказывает литературовед И.Лежнев, появилось нечто
вроде воспаления роговицы, и в конце лета 1914 года... отец
отвёз его лечиться в Москву, в глазную лечебницу. Здесь мальчик
пролежал несколько месяцев, носил тёмно-зелёные очки". Сюда
же, в Колпачный переулок, автор "Тихого Дона" привёл
своего любимого героя, казака 12-го Донского полка Григория
Мелехова, приехавшего в Москву в санитарном эшелоне для лечения
повреждённого в бою глаза. "Врач, сопровождавший поезд,
вызвав по списку Григория и указывая сестре милосердия на него,
сказал: "Глазная лечебница доктора Снегирёва. Колпачный
переулок". После Октябрьской революции К.В.Снегирёв жил
в этом же доме и продолжал заведовать глазной лечебницей. М.А.Шолохов
запомнил "красивого, с подстриженной бородкой" хозяина
больницы и описал его на страницах своего романа. Впоследствии
здание отдали под коммунальное жильё, а в 1948 г. министр
государственной безопасности СССР, руководитель "СМЕРШа" Виктор
Абакумов (1908-54) переселил из него 16 семей и занял этот дом
под личную квартиру. На ремонт и оборудование этой квартиры
незаконно из средств министерства было затрачено более миллиона рублей. В течение 6
месяцев на переоборудовании дома работало более 200 рабочих, архитектор Рыбацкий и инженер
Филатов. При этом часть высококачественных материалов доставлялась из
неизвестных источников. Боясь ответственности за это
преступление, Абакумов в марте 1950 года приказал уничтожить бухгалтерскую
отчетность Первого отделения Управления делами министерства, которое ведало
хозяйственным обслуживанием руководящего состава. Однако недолго ему удалось
пожить в особняке в Колпачном переулке - в июле 1951 г. он был
арестован по обвинению в сокрытии "сионистского заговора"
в МГБ СССР, а через три года расстрелян. После Абакумова дом
перешёл в ведение КГБ и являлся местом встреч наших резидентов,
а в постсоветский период сюда въехал Центр по общественным связям
Службы внешней разведки РФ. Внешней разведке и сейчас принадлежит
этот особняк. На другой стороне Колпачного переулка, во дворе жилого
дома ?6, близ пожарной части, сохранилось одно из самых мрачных
и таинственных зданий Ивановской горки - так называемые "палаты
Долгоруковых".
Первые владельцы палат неизвестны, но предание связывает их с именем Малюты Скуратова. Архитекторы Д.П.Сухов и Н.Д.Виноградов считали, что в XVII столетии палаты принадлежали В. И. Стрешневу, тестю
царя Михаила Фёдоровича, заведовавшему Приказом золотых дел,
а
затем К.П.Нарышкину, воеводе и деду Петра Великого. В начале XVIII в. ими
владели Бутурлины, потом генерал-майор князь К.С.Кантакузен,
потомок древнеговизантийского рода, представители которого
обосновались в России после Прусского похода Петра I. В 1744
г. палаты были куплены капитаном Бутырского пехотного полка
князем А.А.Долгоруким. Через несколько лет он приобрёл
два соседних участка и начал перестраивать старые палаты, значительно
их увеличив. Чертежи их были подписаны в 1764 г. архитектором В.Я.Яковлевым.
Фасад и план этого дома М.Ф.Казаков поместил в свой альбом
наиболее примечательных зданий Москвы. Долгоруков умер в 1782
г. и после его смерти в начале XIX века
этот дом оказался предметом судебной тяжбы, в связи с чем была
составлена подробная опись владения. От Покровки усадьба отделялась
каменным забором с железными воротами, за ними на площади в
полгектара располагался фруктовый сад из 80 деревьев, а уже
за садом, в глубине, находился главный двухэтажный каменный
корпус, к которому вела от улицы широкая въездная аллея. Парадный
двор, своими сложными криволинейными очертаниями скрадывающий
ассиметрию основной планировки, опоясывала невысокая декоративная
ограда со львами, держащими в зубах цепи. Рядом с палатами находились
кузница, конюшня, деревянные флигели, а на берегу пруда устроили
баню. Интерьеры господских покоев поражали роскошью: стены были
отделаны штофными обоями, комнаты обогревались голландскими
изразцовыми печами, в залах стояла дорогая мебель, подвалы ломились
от съестных припасов и вин. Среди примечательных жильцов
дома (на время судебного разбирательства он находился в опеке
и сдавался внаем) можно упомянуть калужского губернатора (в
1811-16 гг.), впоследствии сенатора, действительного статского
советника Павла Никитича Каверина (1763-1853) - отца Петра
Каверина (1794-1855), члена "Союза благоденствия",
кутилы и дуэлянта, приятеля А.С.Пушкина. Затянувшееся судебное
дело о наследстве закончилось лишь в 1818 году, и новым хозяином
стал отставной капитан князь М.М.Долгоруков,племяник предыдущего
владельца. Человек он был жестокий и вздорный, за издевательства
над своими крепостными его сослали в Вятку, а усадьба вновь
оказалась в ведении опеки. В дальнейшем, после смерти М.М.Долгорукова
в 1841 г., владение перешло в купеческие руки и стало использоваться
для хозяйственных и торговых нужд. В начале XX века под палатами случайно обнаружили подземную галерею, где на полу
лежали несколько старинных книг и палка с золотым набалдашником. Старожилы дома
утверждали: ещё в 1905 году плита в полу поднималась, и в галерею можно было
проникнуть. Во время последующих ремонтов плиту замазали цементом. Этот вход
Игнатий Яковлевич Стеллецкий, археолог и исследователь подземной Москвы, обнаружил в нижнем этаже дома, в той комнате, где в стенах и потолке
были вмурованные кольца, но получить разрешение на вскрытие плиты, как ни бился,
не смог. Сейчас дворец Долгоруковых после долгих лет запустения отреставрировали
и увидеть его можно, зайдя через арку во двор.
Следующий
дом по переулку - №10 - тоже достоин внимания. Белокаменные
палаты, выходящие в переулок, - древнейший памятник московского
гражданского зодчества. Верхние
этажи относят ко второй половине XVII в., а нижний этаж возведён
на основе палат XVI века. На втором этаже палат находились
парадные и жилые помещения владельцев, он был занят парадными
комнатами и большими сенями, а на первом - помещались
слуги, находились кладовые и подсобные помещения. Богатый декорированный
фасад с "разорванными" наличниками виден только со двора...
По преданию, палаты эти принадлежали малороссийскому гетману
Ивану Степановичу Мазепе, прославившемуся не только предательством
Петра I,
но и своими любовными приключениями. Якобы он жил в них во время своих приездов
в Москву (хотя многие исследователи сейчас опровергают этот факт).
Год рождения Мазепы точно не известен, но отечественные
энциклопедии называют 1644 год. Некоторые же украинские источники указывают дату его рождения
- 2 марта 1639 г. Происходил он из белоцерковской (село Мазепинцы
Киевской губернии) православной шляхты, предок его, будучи полковником, сожжён был
поляками в медном баке вместе с гетманом Северином Наливайко.
Воспитывался
Мазепа при дворе польского короля Яна-Казимира, состоял в списке "покоевых дворян"
(род камер-юнкеров) и в совершенстве знал многие иностранные языки. В 1665 г., после смерти своего отца Адама-Степана Мазепы, он получил звание
черниговского подчашего. К этому времени относят и его любовные истории с
женой богача Загоровскго и молодой пани Фальбовской, с которыми некоторые связывают переход Мазепы к
казакам (после того, как стражники поймали любовника жены польского
магната Фальбовского, они раздели его догола, облили дёгтем,
обсыпали пухом, привязали к спине лошади и отпустили в степь). Перейдя к казакам, Мазепа поступил на службу к гетману Тетере,
потом к Петру Дорошенко и дослужился до звания генерального писаря. Когда
Мазепа увидел, что дело Дорошенко проиграно, он перешёл на сторону Ивана Самойловича и сблизился с ним. При Самойловиче Мазепа сделался генеральным есаулом,
а после свержения Самойловича наколомацкой
раде 1687 г. был избран гетманом. Избранием он был обязан подкупу князя
В.В. Голицына и щедрым обещаниям, данным старшине.
Последнего Мазепа вознаградил раздачей имений и полковничих и других должностей. Вот что пишет о Мазепе историк М.И.Пыляев в своей "Старой Москве": "Мазепа
был росту среднего, смугл, худощав, небольшие, чёрные,
огненные глаза, брови густые, взор гордый и суровый, улыбку
язвительную, усы воинственные. Феофан Прокопович, знавший лично
Мазепу, описывает его следующим образом: "Мазепа был скрытен
и осторожен в величайшей степени; но, когда надо ему было
выведать какую тайну, он прикидывался откровенным и в подобных
случаях прибегал обыкновенно к вину, притворялся пьяным, нападал
на хитрых людей, выхвалял чистосердечных и неприметным образом
доводил разгорячённых вином до откровенности". Намереваясь
присоединить вновь к Польше Малороссию и зная, как жители этого
края не любили поляков за вводимую ими унию, он стал оказывать
мнимое усердие к православию, созидал каменные церкви, снабжал
разные монастыри и храмы богатыми утварями; любочестие Мазепы
доходило до того, что он на колоколах, иконостасах, окнах церквей
и в алтарях ставил изображение своего герба". Отношения Мазепы к Москве были долгое время вполне корректными. Поездка в
Москву, встреча с Петром в Киеве, беспрекословное исполнение распоряжений Петра I - все давало повод последнему считать Мазепу в
числе преданных себе лиц. В 1689 году, "злой и прелестный" Мазепа, как пишут в
исторических хрониках, сумел понравиться набиравшему в ту пору силу 17-летнему
Петру. Пьянки, кутежи и хождения по девкам до такой степени ошеломили Петра
Алексеевича, что с тех пор щедроты его "гарному гетьману" не знали границ. "Долго
Мазепа прикрывался мнимой своей верностью к царю и усердием
к престолу русскому, - пишет Пыляев, - и когда Ян Собеский,
хан крымский и Станислав Лещинский старались в разное время
преклонить его в свою сторону, он оставался непоколебимым и
отправлял в Москву привезённые ему бумаги. Пётр не раз награждал
Мазепу по-царски; жаловал его кафтанами на соболях, с алмазными
запонками, саблями в драгоценных оправах и многими другими наградами.
Мазепа два раза был в Москве. В первый раз 8-го февраля 1700 года он
получил новоучреждённый
орден св. Андрея Первозванного - он был вторым кавалером этого
ордена, и во второй - в 1702 году для поздравления
Петра с победой над шведами при Эрестфере. В 1703 г. получил
он от царя 1900 душ крестьян, а от польского короля Августа
- орден Белого Орла". Пётр проявлял к Мазепе исключительное
гостеприимство. "Во время проездов гетмана на дороге
были расставлены для него по триста пятидесяти подвод. Каждый
день отпускалось ему по восьми чарок
вина
двойного, по полведра мёда варёного, по ведру мёда белого, по
два ведра пива доброго. Свите были выдаваемы напитки особо". Полагают, что первая мысль об измене явилась у Мазепы в 1705 г., когда он
обсуждал её со вдовой княгиней Дольской, урожденной Вишневецкой. Позже Мазепа
вёл переговор с ней же и с польским королем Станиславом Лещинским, а в октябре
1707 г. открылся своему генеральному писарюФилиппу Орлику. Переговоры велись
тайно, и содержание их осталось неизвестным. До самого последнего момента Мазепа
сумел сохранить доверие Петра I. Доносы на Мазепу не раз посылались Петру из
Украины. Он оставлял их без внимания. Весной 1708 г. донос на Мазепу отправил через своего родственника, полковника Ивана
Искру, генеральный судья Василий Леонтьевич
Кочубей (ок.1640-1708). Кочубей был раздражен на гетмана за связь Мазепы
к 16-летней дочери Кочубея Матрёне (у Пушкина в поэме "Полтава" она
зовётся Марией). Пётр
отдал доносчиков в руки Мазепы, и они были казнены. Матрёна же, отвергнутая
и родителями, и любовником, умерла вскоре от горя... "Изменническую
присягу в верности королю шведскому Мазепа принял в Горках,
местечке Могилёвской губернии Оршанского уезда на речке Проне.
По словам летописца, у старика Мазепы сверкали ещё глаза, когда
он вошёл к королю. Его провожали генеральный обозный, судья,
писарь, два есаула, несколько полковников и около тысячи казаков;
перед ним несли знаки его достоинства - бунчук и гетманскую
булаву. Мазепа произнёс королю речь на латинском языке; он просил
его принять казаков под свою защиту, благодарил бога за то, что король решился освободить Украйну и от московского ига.
После этого поцеловал руку короля и, как страдавший подагрою,
получил позволение сесть."
Какое между ними состоялось соглашение,
неизвестно. Из позднейших актов можно заключить, что Украина должна была
оставаться свободной, сохранить целость границ и неприкосновенность своих
привилегий. Получив известие об измене "нового Иуды", Пётр немедленно же распорядился
об избрании нового гетмана. Гетманом был избран Иван
Скоропадский. Меншиков, взяв Батурин, где находилась резиденция Мазепы, обратил
в пепел прекрасный дворец его. 12 ноября 1708 г. малороссийское духовенство
в Глухове в присутствии государя предало вечному проклятию Мазепу
и его приверженцев." После поражения шведов в Полтавской битвы он бежал вместе с Карлом XII
в турецкую крепость Бендеры. За его выдачу Пётр предложил султану 300
тысяч ефимков, но получил отказ. 22
сентября 1709 года Мазепа
скончался в селе Варнице, под Бендерами, "от старости, усталости и горя".
Тело его, отпетое в сельской церкви в присутствии шведского короля, отвезено было
в румынский город Галац и погребено в древнем монастыре святого Георгия.
В современной Украине Мазепу сделали национальным героем и портрет его
поместили на 10-гривеную купюру. В 1999 г. прах Мазепы перевезли
в город Батурин, где и перезахоронили. Жил в этих палатах
Мазепа или не жил, но позже они
принадлежали брату царицы Евдокии Фёдоровны - Абраму
Фёдоровичу Лопухину, известному ненавистнику иностранцев, оскорблявшего
Ф.Я.Лефорта даже в присутствии царя. В советское время в
д.10 по Колпачному переулку располагался ОВИР, а сейчас здесь и
в соседних строениях находятся различные
офисы и представительство евангелическо-лютеранской церкви в
Москве. Видимо, из-за того, что рядом находится упомянутая выше
кирха.
Продолжение
> 1
2 3
4
|